Сайт дистанционных консультаций  для студентов заочной формы обучения товароведческого факультета ФГОУ ВПО ИВМ ОмГАУ специальностей "Товароведение и экспертиза товаров" и "Стандартизация и сертификация".

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров

 

 

Лекция 6

 

Тема: Маркировка. Информационные знаки Штриховое кодирование.

План:

1.Маркировка.

2. Информационные знаки

3. Штриховое кодирование.

 

1.Маркировка.

Функции маркировки. Маркировка Ч текст, условные обозначения или рисунок, нанесенное на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения информации до потребителя об изготовителях    (исполнителях),   количественных   и   качественных
и характеристиках товара.

Основными функциями маркировки являются: информационная  и идентифицирующая; мотивационная; эмоциональная.

Информационная функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной. Это определяет соотношение между разными видами информации. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую ин формацию, меньший --на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в ТСД. Несовпадение данных основополагающей ин формации на маркировке и в ТСД может явиться следствием фальсификации товаров

Необходимость такого дублирования обусловлена общностью идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Однако в отличие от ТСД маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей она является практически единственно доступным средством товарной ин формации, поэтому в ней удельный вес коммерческой информации значительно меньше.

Идентифицирующая функция маркировки обусловлена определениями терминов "идентификация" и "маркировка", которые мы находим в проекте Федерального закона "Об упаковке и маркировке  потребительских товаров, реализуемых в сфере торговли  и услуг": "Идентификация товара - установление соответствия на именования товара, указанного на маркировке и (или) в сопроводи тельных документах, предъявляемым к нему требованиям". Определение маркировки приведено выше.

Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимно связаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потреби теля положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара. Это очень хорошо знают изготовители импортных товаров, красочная маркировка которых привлекает покупателей, особенно если эти товары приобретаются впервые

Производственная маркировка- текст, условные обозначение или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар (или) упаковку и (или) другие носители информации.

Носителями производственной маркировки могут быть этикетки вкладыши. ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы, кольеретки и др.

Этикетки наносятся типографским или иным способом на  товар или упаковку, кроме того, они могут быть самостоятельным  носителем информации, приклеиваемым или прикладываемым к товару.

Этикетки отличаются значительной информационной емкоснтью. Кроме текста, они часто содержат изображения, символы. Из всех носителей маркировки сведения на этикетках наиболее обнширные по количеству характеризуемых признаков. Маркировка на этикетках может содержать пояснительные тексты.

Кольеретки -- этикетки особой формы, наклеиваемые на горнлышко бутылок.

Кольеретки не несут большой информационной нагрузки, а вынполняют в основном назначение эстетического оформления бутынлок; они применяются вместе с основной этикеткой на бутылках для алкогольных, безалкогольных напитков и пива, самостоятельнного значения не имеют.

Вкладыши Ч это разновидность этикеток, отличающаяся нанправленностью товарной информации и предназначенная для сообнщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе (нанименовании организации, номера смены). Иногда вкладыши могут содержать краткую характеристику потребительских свойств тованра, в первую очередь функционального назначения. Тогда вкладыш приобретает дополнительные функции рекламного листка или пронспекта, но в отличие от последних рекламная функция не является основной, а реализуется через характеристику товара

Ярлыки и бирки Ч носители маркировки, приклеиваемые, прикладываемые или подвешиваемые к товару. Для них характерны меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений отсутствие рисунков. Бирки сличаются от ярлыков меньшей информативностью.

Контрольные ленты Ч это носители краткой дублирующей товарной информации, расположенной на ленте небольшого размера и предназначенной для контроля или восстановления сведений о в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка.

Клейма и штампы Ч носители информации, предназначенные для идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку ,этикетки, наносимые с помощью специальных приспособлений установленной формы. Различают клейма и штампы в зависимости от места нанесения- производственные и торговые; от назначения - - ветери-. товароведные, карантинные и пр ; от формы Ч овальные, прямоугольные, квадратные, треугольные, ромбовидные.

Клеймение и штампование как способ маркирования примени с к я для отдельных продовольственных и непродовольственных то паров Для мяса и мясопродуктов, включая субпродукты и жир сырец, ветеринарное клеймение мяса является обязательным.  

Торговая маркировка Ч текст, условные обозначения или рисунок нанесенные продавцом на товарные или кассовые чеки, упаковку и (или)товар.

Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки, счета, меню, штампы, а также упаковка. И отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.

Другое отличие торговой маркировки заключается в том, что ее идентифицирующая функция в большей мере связана с указанием данных о продавце, в меньшей информацией о товаре.

Благодаря идентифицирующей функции отдельные носители торговой маркировки служат основанием для предъявления претензий  продавцу в случае выявления дефектов товаров и нанесения ущерба потребителю

Предусматриваются следующие требования к содержанию ос ионных носителей торговой маркировки.

Товарный чек: наименование продавца, его торговый знак, на именование товара, его размерные характеристики (масса, объем длина и др.), дата реализации, цена.

Кассовый чек: наименование продавца (магазина или другой торговой организации), номер кассового аппарата, дата продажи стоимость каждой покупки.

Товарный ценник: наименование товара, его изготовителя, сорт срок годности, цена товара за единицу измерения.

Не запрещается указывать и другие сведения (например, фирнменные знаки, адреса, телефоны продавцов и пр.).

Кассовые чеки и товарные ценники являются обязательными для всех реализуемых товаров в организациях розничной и мелконрозничной торговли, общественного питания. Разрешается реализанция товаров без применения контрольно-кассовых машин и врученния покупателю кассового чека при некоторых формах мелкорознничной торговли, определенных Перечнем отдельных категорий предприятий, организаций и учреждений, которые в силу специфинки своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения коннтрольно-кассовых машин.

Товарные чеки применяются только п ри продаже непродовольнственных товаров, причем Правилами установлен обязательный понрядок выдачи товарного чека с обозначением номера (названия) магазина, даты покупки, артикула, сорта, цены только при реализанции радиотоваров и электробытовых товаров вместе с погашенным кассовым чеком.

При продаже тканей, одежды и обуви покупателю вместе с тонваром в обязательном порядке выдается кассовый или товарный чек с обозначением реквизитов предприятия, даты покупки, цены.

             Счета в торговле обычно выписываются при покупке крупногаборитных товаров, доставляемых покупателю на дом. В этом случае они выполняют одновременно функции носителей товарной маркировки и товарно-сопроводительного документа. В счетах указываются наименование продавца, комплектность,  и стоимость покупки, ставится штамп об оплате. После доставки товара покупатель удостоверяет подписью получение товара

иногда и указывает количество единиц в комплекте. Счета не являются обязательными документами. Они служат подтверждением оплаты покупки покупателем и основанием для предъявления претензий при выявлении дефектов товара, не оговоренных продавцом.

В общественном питании носителями товарной маркировки служат меню и счета.

 Структура маркировки. Оптимальная структура маркировки включает в себя :

1.     Словесную информацию (текст), который может занимать от 50% до 100%  площади маркировки. Цифровая информация , которая применяется в сочетании с текстовой  информацией также входит в эти проценты.

2.         Изобразительная информация которая в виде рисунков , фотографии и репродукций может занимать от 0% до 50%  площади маркировки.

3.         Символическая информация в виде информационных знаков и штриховой товарной  информации(вместе с цифрами, которые также входят в состав штрих-кодов) может занимать от 0% до 30%  площади маркировки.

 

2. Информационные знаки

 Товарные знаки и знаки обслуживания (далее - товарный знак)Ч обозначения, с помощью которых можно отличить соответственно товары и услуги одних  юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее Ч товары) других  юридических или физических лиц.

Определение этого термина, а также другие правовые нормы и правила в отношении товарных знаков регламентируются Феденральным законом от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания  и  наименованиях  мест происхождения товаров"1 (приложение 1). В нем указывается, что правовая охрана товарного знака обеспечивается на основании его государственной регистрации в установленном порядке. Право на товарный знак охраняется законом

На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Закон предусматривает исключительное право владельца на товарный знак, а также на пользование, распоряжение и запрещение его использования другими лицами: "никто не может использован, охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешенния его владельца" Регистрация товарного знака осуществляется Патентным ведомством в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслужнивания Российской Федерации в течение месяца с даты получения документа об уплате установленной пошлины

Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет, начиная с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению владельца, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет.

"Действие   регистрации   товарного   знака   может   быть   прекращено досрочно  полностью или частично  на основании решения Высшей патентной палаты, принятого по заявлению любого лица, в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно  в  течение   пяти  лет с  даты  регистрации  или  пяти  лет, предшествующих подаче такого заявления"

Классификация товарных знаков. Товарные знаки в зависинмости от объекта, информацию о котором они содержат, подразделяются на подгруппы Ч фирменные и ассортиментные (именные), а последние на типы Ч видовые и марочные.

Фирменные ТЗ Ч знаки, предназначенные для идентификации изготовителя товаров или услуг.  По форме представления информации они бывают чаще всего словесными   и  изобразительные и комбинированные.

Типы обозначения фирменных знаков:

1.Фирменное имя

2.Фирменный знак

3Торговый знак(если зарегистрирован в Международном реестре и защищен юридически

R, если товарный знак является собственностью фирмы то С

Обыкновенные фирменные знаки разрабатываются их владельцами, а престижные присваиваются за их особые заслуги государством.(медали и т. д.)

Ассортиментные ТЗ Ч знаки, предназначенные для идентифинкации ассортиментной принадлежности: видовые Ч по виду тованра, марочные Ч по торговой марке или наименованию.

Приведем примеры общепризнанных ассортиментных знаков, применяемых для импортного чая:

С.Т.С. (от англ. Crush-Twist-Curt) или Granulated Ч гранулированный чай;

Orthodox или Yeat tea Ч листовой чай.

Цельнолистовой чай подразделяется в зависимости от размера мп гков и имеет следующие ассортиментные знаки: OP (Orange Pecoe) Ч Букет; Р (Ресое) Ч Экстра; FP (Flowery Ресое) Ч Высший сорт. Эти разновидности чая наиболее дорогие. Для измельченного чая характерны свои ассортиментные знаки: ВОР (Broken Orange Ресое) Ч Высший сорт; ВР (Broken Ресое) Ч 1-й сорт; Fings (Fannings) Ч 2-й сорт; D (Dost) Ч 3-й сорт.

Торговая марка - имя или знак, присущее конкретному виду товара с определенными потребительскими свойствами, отличающими его от других товаров того же вида.

В зависимости от формы представленной информации марочный знак может быть словесным, цифровым, буквенным, изобрази тельным или комбинированным. Например, марочный знак шоко ладных батончиков Спикере, Марс, Баунти и других имеет словесную   форму,   причем   идентифицирующие   функции   выполняюi также цветовая гамма и графическое исполнение надписи. Цифре вые марочные знаки распространены в России для ординарных вин   (портвейн 33, 777 и другие) и чая (№ 36, 7 ' и другие).

 

 Знаки наименование места происхождения товара Ч это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта .... используемое для обозначения товара, особые свойства которого  исключительно  или  главным  образом определяются    характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно .

В Законе Российской Федерации "О товарных знаках" указывается, что "не признается

наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой

или содержащее название и географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида не связанное с местом его изготовления" (приложение 1, ст. 30, п. 2) Например, масло Вологодское (до революции Ч Парижское), сыры Ярославский. Костромской, Пошехонский производятся не только и областях, название которых совпадает с наименованием товара, a  многих регионах России, поэтому их наименование свидетельствует не о месте происхождения, а об ассортиментной принадлежности.

А вот пиво Очаковское, колбасы Останкинская, Черкизовская вина Кахетинское,

Эчмиадзинское, портвейн Южный берег Крыма являются не только ассортиментными знаками, но и знаками места происхождения товара.

Раньше был принят национальный знак "Made in USSR" ("Сделано в СССР"). в настоящее время в России -   "Made in Russia" ("Сделано в России"). На банке исландских мясных консервов национальный знак имеет следующую символику: изображение национального флага, а вверху надпись "Product of Island".

 

 Знак соответствия (в области сертификации) защищенный им установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том,  что данная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу" (Руководство ИСО/МЭК 2, п. 14.8).

В зависимости от сферы применения различают национальные и транснациональные знаки  соответствия.

Национальный знак соответствия Ч знак, подтверждающим соответствие требованиям,

установленным национальными стандартами или другими нормативными документами.

Он разрабатывается, утверждается и регистрируется национальным органом по сертификации. В России утвержден только общий знак соответствия системы ГОСТ Р  (рис.   12). Его символика, форма, размеры регламентируются ГОСТ Р 50460-92 "Знак соответствия при обязательной сертификации".

Транснациональные (региональные) знаки соответствия-знаки, подтверждающие соответствие требованиям, установленным региональными стандартами. Они применяются в странах  определенного региона на основе согласованных стандартов и взаимного признания результатов  сертификации. примерами транснациональных знаков соответствия могут   служить знак "CEN", учрежденный Европейским комитетом по стандартизации (CEN), и знак "CENELEC", учрежденный Европейской электронтехнической комиссией (CENELEC)

Знаки качества В Германии применяются несколько знаков соответствия и качества. Так, Общество по сертификации Дин-ГОСТ-Тюф (Берлин-Бранденбург) ввело знак качества "Проверено на безопасность".

Кроме этого, применяются знак "Исследован на пригодность для производства пищевых продуктов", знак "СМА", "Marken guali-tat aus deutschen Landen" (марка качества из немецких земель). Эти знаки в виде наклейки на маркировке можно встретить на германских товарах, поступающих на российский рынок.

 

 

Компонентные знаки - знаки, предназначенные для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных (или не свойственных) товару.

К числу наиболее часто встречающихся на импортных товарах информационных знаков

относятся компонентные знаки, обозначаемые буквой "Е" и трехзначным или четырехзначным цифровым кодом. Компонентные знаки "Е" используются как альтернативные, обозначения сложных химических названий пищевых добавок. Например, пищевая добавка Е 464, используемая как загуститель  эмульгатор и стабилизатор, имеет название "гидрооксипропилметилцеллюлоза". Нанесение на маркировку таких сложных наименований требует значительной площади носителя

и затрудняет восприятие другой  информации, а главное, для многих потребителей они будут непонятны.

Поэтому для обозначения  названий пищевых добавок Европейский Совет разработал систему цифровой кодификации  с литерой "Е". Она была апробирована в странах Европейского сообщества.

Размерные знаки Ч знаки, предназначенные  для обозначения определенных физических величин, определяющих количественную  характеристику товара. В нашей стране размерные знаки ранее не применялись. Для обозначения физических величин применялось их полное название. Начиная с 1980 г, эти величины стали указываться в соответствии с Международной системой единиц физических величин (СИ).

Однако и сейчас могут встретиться импортные товары, на упаковке которых размер может быть выражен в национальных единицах. Например, в США и Великобритании массу указывают в унциях < I унция = 28,35 г). Код размерных знаков чрезвычайно прост. К условному обозначению физической  величины (е, V VL других) добавляется фактический размер этой величины в принятых единицах измерения. Чаще всего применяются единицы измерения по системе СИ, гораздо реже  - в национальных единицах измерения страны-импортера (футах, дюймах и т.п.).

В большинстве случаев расшифровать размерные знаки мл сложно по численному значению размерной характеристики и при меняемым единицам измерения. Например, если на маркировке нанесено обозначение 450 ge, это означает массу нетто, равную 450 г  

Эксплуатационные знаки - знаки, предназначенные для информирования потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки потребительских товаров.

Такие знаки наносятся на этикетки, ярлыки, бирки, упаковку, контрольные ленты или непосредственно на товар. Наибольшее распространение получили международные символы, принятые для текстильных изделий.

Предупредительные знаки Ч знаки, предназначенные для

обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации

потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания

на действия по предупреждению опасности.

Манипуляционные знаки Ч знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами

 Экологические знаки (ЭЗ) Ч знаки, предназначенные для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации.

Группа ЭЗ подразделяется на три подгруппы:

1.знаки, информирующие об экологической чистоте товара

или безопасности для окружающей среды

2.знаки,  информирующие об экологически чистых способов

утилизации товаров или упаковки,

3.знаки, информирующие об опасности продукции для окружающей среды

3. Штриховое кодирование.

Штриховой код (ШК) Ч знак, предназначенный для автоматинзированных идентификации и учета информации о товаре, закодинрованной в виде цифр и штрихов.

ШК наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским спосонбом или с помощью приклеиваемой этикетки или ярлыка. В соотнветствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок налинчие штрихового кода на упаковке товара является обязательным уснловием его экспорта. Отсутствие ШК отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции.

Иногда незакодированный товар просто невозможно реализонвать, так как торговые фирмы, в которых товародвижение автомантизировано, не принимают на реализацию товар, не имеющий штрихового кода.

Причина заключается в том, что система кодирования и обранботки информации о товаре с помощью штриховых кодов станонвится экономически оправданной только тогда, когда она охватынвает не менее 85% товаров.

ШК в отличие от многих информационных знаков выполняет не только общие функции информационного и идентифицирующенго характера* но и ряд дополнительных функций. К ним относятся автоматизированная  идентификация товаров с  помощью маши посчитываемых устройств; автоматизированные учет и контроль товарных запасов; оперативное управление процессом товародвинжения:  отгрузкой, транспортировкой  и складированием товаров (производительность труда по обеспечению товародвижения повыншается на 30%, в некоторых случаях -   до 80%); повышение скорости и культуры обслуживания покупателей; информационное обеспечение маркетинговых исследований.

В основу штрихового кодирования были положены Универсальные товарные коды Ч UPC.

И 1977 г. по инициативе 12 европейских государств была создана европейская ассоциация товарной нумерации EAN. На основе американского стандарта разработан новый европейский стандарт товарной нумерации и символьной маркировки. После вступления в ассоциацию EAN неевропейских государств система получила международный статус и в настоящее время широко используется во всем мире. Ее применение координируется Международной ассоциацией EAN.

Применение ШК с использованием ЭВМ обеспечивает оптимизацию следующих процессов:

изготовителям -  учет количества произведенной продукции ее сортировку и раздельное складирование разных видов, наименований, сортов, учет товарных запасов, формирование заказов путем подборки необходимых товаров в нужном количестве и отправку и торговлю;

оптовым посредникам Ч приемку товаров по количеству и ассортименту, учет и контроль товарных запасов на складе, отгрузку в розничную торговлю;

транспортным организациям Ч приемку-сдачу товаров;

розничным продавцам Ч приемку товаров по количеству и аснсортименту, размещение на складе, учет и контроль товарных зала сов в магазине (на складе и в торговых залах), контроль за сохранностью товаров, обеспечение ритмичного пополнения запаса товаров по мере их реализации.

Классификация штриховых кодов. ШК делятся на два вида

Европейский -EAN и американский - UPC.

Коды EAN подразделяют на три типа: EAN-8, EAN-13 и ITF-I4 ( только для транспортной тары).

Расшифровка кодов осуществляется сканирующими устройствами.

 

Учитывая большое количество неверной информации о расшифровке ШК, мы приводим структуру разных типов ШК

II и

Структура кодов

Порядковые номера знаков

 

 

 

 

Типы ШК

 

 

 

 

EAN-8

EAN-13

ITF-14

1

Страна,    где    находится    банк данных о ШК

1,2(3*)

1,2(3*)

1,2(3*)

2

Организация-изготовитель    или продавец

3-5 (4-5)

3-7 (4-7)**

3-7 (4-7)**

з

Информация о товаре

6-7

8-12

8

4

Код упаковки товара

-

-

9-13

5

Контрольная цифра

8

13

14

* Страны, которым предоставлена возможность детализировать код страны на третьем разряде, например страны СНГ Ч 460-469.

'* В указанном случае изготовитель может использовать только четыре разряда

Как видно из представленных данных, первые две цифры обозначают код страны, где находится организация, зарегистрировавшая изготовителя, его товар и присвоившая им порядковые номера.

Код страны на ШК может не совпадать со страной происхождения товара, так как изготовитель или продавец имеют право зарегистрироваться не в отечественном банке данных, а в зарубежном.

Каждой стране ассоциации EAN централизованно выдаются диапазоны кодов. Коды чаще всего бывают двухзначные (Франция Ч 30-37, США и Канада Ч 00-09, Япония Ч 45-49), но иногда могут быть трехзначными (СНГ - 460-469) за счет уменьшении кода изготовителя на один знак. Коды стран, в которых находите ч банк данных о ШК, представлены в табл. 2.

Код изготовителю (следующие 3-5  цифр) присваивает централизованно национальный орган страны. В России, а также в других   странах   СНГ   код   изготовителю   присваивает   ассоциации ЮНИСКАН, которая представляет интересы своих членов в Международной ассоциации EAN.

ЮНИСКАН выдает регистрационные номера-коды предприятий, причем не только предпринимателям из России или из других стран СНГ. а из любой страны Она ведет также банк данных о за регистрированных у нее ШК. разрабатывает и распространяет ментодики по использованию кодов EAN. 

Следующие цифры кодов EAN-8 и EAN-13, содержащие иннформацию о товаре, присваиваются организацией-изготовителем и  продавцом самостоятельно в виде регистрационного номера в Пределах своего предприятия.

С помощью этих цифр кодируются необходимые для идентификации сведения 6 товаре: наименование, сорт, артикул, цвет, масса, размер и другие данные. Любые изменения, вносимые в товар и влияющие на его идентификацию, требуют перекодирования ШК. 11ишь изменения цен не влекут изменения ШК.Сведения, указанные в цифрах с 7-й по 12-ю кодов, изготовитель доводит до своих торговых партнеров не менее чем за три недели до поставки самого товара. Это правило действует и в случае изменения ШК.Коды  EAN-8  и EAN-13  используются  не только  изготовителями, но и продавцами для внутрифирменной маркировки. Особенностью такого кодирования является то, что считывание эти ч кодов осуществляется только при товародвижении внутри организации. В этом случае коды EAN-8 начинаются с нуля, a EAN-13 с двойки.

В коде ITF-14 цифры с 9-й по 13-ю дают информацию об упл ковке товаров.

Последний код (8, 13 или 14-я цифра) -- контрольное число предназначенное для считывания штрихового кода сканером по алгоритму EAN. Контрольное число находят путем определенней! последовательности арифметических данных.

 

ШК представляет собой чередование темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. За единицу ширины принимается   модуль  -  самый  узкий   штрих   или   пробел   (ширин. 0,33 мм). Каждая цифра кодируется 7 модулями, которые сгруппированы в 2 штриха и 2 пробела. Например, цифра 4 представлена как 1011100 (7 модулей, но 2 штриха и 2 пробела). Ширина штри хов и пробелов составляет от 1 до 3 модулей.

Информацию о коде несут также ширина штрихов, пробелов и их сочетание. Для кодов EAN и UPC размер символа определяется как процент от номинального размера. Номинальный размер сим вола EAN-13 от первого до последнего штриха Ч- 31,35 мм. Вокр>| кода должно быть пустое пространство, так что номинальная ши рина будет 37,29 мм. Погрешность при печати не должна превы шать Ч 0.101 мм.

На рисунках видно, что в начале и конце штрихового кода по мещены удлиненные краевые штрихи, указывающие на начало и конец сканирования. Центральные удлиненные штрихи разделяю! код на 2 части, что облегчает визуальную проверку полноты записи кода. Код EAN начинается и заканчивается старт (стоповым) знаком (101).

  

 

Применение ШК разных типов

EAN-8 используется для маркировки упаковки и (или) товаром небольшого размера. От EAN-13 этот тип ШК отличается сокращенной информацией и меньшими размерами. Этим и объясняете и нанесение его на малогабаритные товары, размеры которых не позволяют наносить полные номера.

EAN-13 наносится на любые упаковки и (или) товары, если позволяет площадь.

ITF-14 применяется только для транспортной упаковки. Этот тип ШК имеет более крупные размеры, но не требует высококачественной печати. Предназначен в основном для транспортируемых грузов. Если товар продается вместе с упаковкой, то применяются только коды EAN-13, так как ITF-14 не содержит информации о товаре и не считывается сканирующими устройствами, установленными в магазине.

Анализ структуры ШК показывает, что закодированная в ни ч информация носит коммерческий характер и малодоступна потребителю. Даже если будет расшифрована с помощью приведенном выше таблицы страна, в которой находится банк данных о ШК, это не обязательно несет информацию о стране происхождения товара Для расшифровки названия организации-изготовителя потребуются специальные классификаторы. С помощью ШК можно рассчитать контрольное число, но оно мало о чем говорит покупателю.

На первых этапах применения ШК могли внедрять только крупные фирмы, завоевавшие и поддерживающие свой имидж за счет высокого качества продукции. ШК на упаковке поднимали престиж фирмы и выполняли роль рекламы, поэтому сначала ШК ассоциировались у потребителя с товарами, качество которых соответствовало повышенным требованиям.

Широкое распространение ШК привело к кодированию всех то варов, независимо от их качества и престижности фирм-изготовителей. Кроме того, сами ШК стали объектом фальсификации.

В этой связи важно уметь распознавать этот вид информацией ной фальсификации, сопровождающий другие виды фальсификации (ассортиментной, качественной).

Признаки ШК. позволяющие отличить подлинные ШК от фальсифицированных:

размеры ШК (минимально допустимые Ч 21,0 х 30,0 мм, максимально допустимые Ч 52,5 х 74,6 мм);

цветовое исполнение отдельных элементов ШК: цвет штрихов должен быть черным, синим, темно-зеленым или темно-коричневым; цвет пробелов, совпадающий по цвету с фоном, Ч белый, допускается желтый, оранжевый, светло-коричневый; не допускается

применение любых оттенков красного и желтого цвета для штрихов так как они не считываются сканером;

место нанесения ШК: на заднюю стенку упаковки в правом нижнем углу, на расстоянии не менее 20 мм от краев, допускается нанесение на боковую стенку упаковки, на этикетках в нижнем правом углу; на мягких упаковках выбирают место, на котором Штрихи будут параллельны днищу упаковки;

ШК не должен размещаться на месте, где уже есть другие эленменты маркировки (текст, рисунки, перфорация);

нанесение на упаковку только одного ШК Ч EAN или UPC; нанесение двух ШК (и EAN, и UPC) допускается.

Существует два принципиально разнных варианта нанесения ШК на товар или его упаковку:

1)  полиграфическим способом: высокое качество печати обеснпечивают   оригинал-макеты   (мастер-фильмы),   изготавливаемые специализированными фирмами (СП "Интерштрихкод", АО "Пилот" в Москве и др.) (расходы на полиграфическую печать окупанли при нанесении ШК более чем на 1000 упаковок товара);

2) в виде самоклеящихся этикеток, ярлыков и т.д.
Для считывания ШК применяют:

стационарные и портативные лазерные сканеры, позволяющие считывать ШК на различных расстояниях от товара: от 60 см до 5-6 м;

кассовые сканеры, оснащенные системами считывания ШК;

оптические контактные считывающие устройства в виде ручек,

карандашей, лазерных пистолетов и др.

Кассовый сканер D 500 предназначен для применения в кассовых   аппаратах   супермаркетов.   Быстрое   считывание   кода ни расстоянии при произвольной ориентации этикетки достигаем и многолучевым сканированием, что обеспечивает высокую производительность обслуживания покупателей. Встроенный декодер настраивается на все известные системы кодирования товаров. Высокая стоимость этого сканера делает его применение экономически целесообразным только в крупных магазинах с большими потоком покупателей и товарооборотом.

Сканирующее устройство передает информацию о реализации конкретного товара на ЭВМ, где хранится информация о товарные запасах его в торговом зале и на складе. При уменьшении затки ,i ниже допустимых нормативов через средства электронной свят передается сигнал о необходимости пополнения товара на складе Сканеры, установленные на складе, осуществляют автоматизированную идентификацию необходимого товара, и с помощью специальных устройств товар транспортируется в торговый зал.

При уменьшении товарных запасов на складе магазина ниже уснтановленных нормативов заявка на поставку товаров определеннного ассортимента по каналам спутниковой связи передается и оптовое предприятие или изготовителю. В свою очередь, оптовик направляет заказ производителю. В соответствии с заказом осуществляется выпуск конкретных товаров, пользующихся спросом .Производитель отправляет оптовику предварительное уведомление о поставке товаров и осуществляет отгрузку. Оптовик посылал опережающее отгрузочное сообщение в магазин и производит поставку (рис. 17).

Таким образом, ШК выступают, как средства автоматизированной идентификации, учета и интенсификации товародвижения, а также как носители коммерческой информации.

 

 

 

Хостинг от uCoz